Авг07

Могуфа - безконтурная техника китайской живописи

Техника могуфа или безконтурная техника это уникальная манера живописи в гохуа. Она зародилась во времена династии Северная Сун (960-1127гг.) и основоположником ее можно считать художника Сюй Чунсы, а его последователем был художник Юн Шоупин, живший во времена династии Цин (1644-1911гг), который фактически возродил этот способ китайской живописи.

Эта техника в отличии от техники стиля гунби не имеет контурных линий и растушевок, здесь используется прием смешивания цветовых пятен, посредством которых формируются цветы, листья и другие изображения. Контур в этой технике отсутствует и поэтому здесь придается особое значение цветовым пятнам и добавлению воды, в результате их смешивания достигается нужный эффект. внешние очертания объекта в могуфа формируются исключительно с помощью добавления воды и образующихся с ее помощью подтеков. При этом необходимо научиться грамотно контролировать количество влаги.

И хотя, строго говоря, у объектов в могуфа нет четких контуров, но тем не менее они образуются границами цветовых пятен.

Кроме того, некоторые специалисты в области живописи считают, что в жанре «Цветы и птицы» основную роль играют использование цвета для передачи образа, а использование контуров умаляет значение цвета и лишают изображаемый объект достоверной живости. Именно поэтому во времена Пяти династий (420-618гг) и династий Северная и Южная Сун (960-1279гг) под безконтурным методом живописи понималось маскировка границ объектов, т.к. в могуфа нет контура, нарисованного тушью, есть лишь квасцы и пигмент, и при поэтапном наложении цвета и его расслоении в конечном счете появляется тот самый контур, который подразумевался изначально.  

Автор Мэн Лей

Перевод с китайского Алиса Лозайка

Книга. Могуфа. "12 живых цветов" Автор Мэн Лэй.

Могуфа. Базовые приемы и техника. Автор Чжоу Бин.

 
Май24

Типы линий для изображения пиона в стиле гунби

В технике китайской живописи стиля гунби используются 18 типов линий для прорисовки контуров. А какие именно линии используются для изображения тех или иных деталей цветов и птиц? На этот вопрос отвечает художник Ли Сяомин. Начинаем публикацию цикла статей «Типы линий, используемых при прорисовке контуров цветов и птиц».

На фотографии перечислены все контурные линии, которые используются при изображении молодых и старых листьев, лепестков, тычинок и ствола пиона.

Используемые типы линий (сверху вниз на фото):

Окт27

"Тайна" кистей из шерсти волка.

490904683 m

В эксклюзивном интервью, которое дал нам художник Ли Чже,  он сказал, что волчьи кисти делают отнюдь не из волка. Их делают из хорька, сказал художник.
 
Но так ли это? Давайте докопаемся до сути. В китайском источнике есть статья как раз посвященная этой теме, вот что там пишут.
 
Хорек это обиходное название колонка. И колонок и хорек принадлежат к семейству куньих, (колонок попросту говоря является частным случаем хорька – прим. переводчика).
 
Так почему же люди называют его хорьком (黄鼠狼)? Разберем это слово по частям. Первый иероглиф в названии 黄означает «желтый». Это связано с тем, что цвет тела колонка желтова т ый, желто-коричневый, светло-табачный или золотисто-желтый и только нижняя часть шеи белая.
 
Второй иероглиф в названии 鼠 означает мышь, крыса. Этот иероглиф появился в слове потому, что основным средством пропитания хорька являются как раз мыши.
 

 

Июл11

Технология изготовления китайского свитка в домашних условиях.

Все необходимые материалы и инструменты для изготовления свитка находятся у нас здесь.

1. «Сухая» накатка работы на термопленку.

1.1. Вырезается кусок термопленки арт. 325 такой же по размеру или чуть меньше, чем сама работа. Если работа достаточно ровная, то ее можно сразу монтировать на термопленку. Если работа имеет «зажатости» бумаги от красок, складки, волны и прочее, то ее следует смочить из пульвирезатора водой и дать воде равномерно распределиться по бумаге и хорошенько подсохнуть. Работа должна быть чуть влажная.
Июн06

"Сухая" подклейка (накатка) работ. Вопросы и ответы.

1. Чем принципиально отличается "сухая" накатка работ от традиционной?
"Сухая" накатка значительно проще и занимает по времени всего несколько минут. Вам не потребуется варить клейстер, накладывать его на работу с риском ее смять и не нужно ее сушить с риском ее порвать.

2. Какие материалы нужны для "сухой" накатки?
Вам потребуется только специальная "Бумага с термоклейким слоем для "сухой" накатки работ". У нас эта бумага продается под артикулом 327.

3. Подходит ли "бумага с термоклейким слоем для "сухой" накатки работ" для изготовления свитка?
Нет, т.к. это тонкая бумага. Для изготовления свитка нужна "Бумага плотная для "сухой" накатки (подклейки) работ" артикул 326.  Так как свиток должен иметь плотную основу. Но эта бумага не имеет термоклейкого слоя и чтобы приклеить на нее работу нужна специальная "Термоклейкая пленка для подклейки (накатки) работ на основу" артикул 325.

 

Окт09

Традиционная китайская живопись гохуа.

Традиционная китайская живопись носит название гохуа. В переводе с китайского языка слово "гохуа" означает государственная или национальная живопись.

Гохуа сочетает в себе эстетику каллиграфии, поэзии и живописи, соединяя в себе сразу несколько художественных образов.

Китайская живопись неразрывно связана с каллиграфией, они используют одни и те же линии, приемы, одни и те же материалы (кисть, бумага сюань и тушь). Китайская живописная работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, написанные каллиграфией. Поэтому говорят, что европейцы рисуют, а китайцы пишут картины, европейцы рассматривают картины, китайцы же их читают.

Окт09

Шелковые вышитые картины. Сучжоужская вышивка.

Сучжоужская вышивка появилась более 2000 лет назад в китайской провинции Сучжоу. Вышивка делается на полупрозрачном шелке натуральными шелковыми нитями. Узелки нитей прячут таким образом, что обе стороны картины выглядят лицевыми.


В небольшом произведении можно найти до 80 оттенков разных цветов, а в монументальных полотнах - тысячи. Нити окрашиваются вручную специально под каждую картину.
Сами шелковые нити имеют форму восьмигранника в сечении, за счет этого свет, играя и преломляясь, оживает вместе с с изображением на картине. Именно форма и структура шелковой нити позволяет окрасить ее в более чем 1500 оттенков. Удивительно, но шелковые картины не выцветают со временем и сохраняют яркось в течении многих десятилетий. А при помощи вышивки в различных направлениях достигается эффект светотени.

Шелковые вышитые картины способны украсить любой дом, это предмет восхищения и гордости хозяев дома, великолепный эксклюзивный подарок на память, оригинальное украшение интерьера дама или стильного офиса, передающее неповторимый колорит и атмосферу востока и гармонизирующее пространство.

В нашей коллекции Вы найдете вышитые картины с изображением традиционных парков Китая, с изображением пейзажей, золотых рыбок и цветов. 

  
R_silk_16_1


 
Сен16

Набор необходимых материалов для занятий гунби

Для правильного выбора материалов, необходимых для китайской живописи в стиле гунби преподаватель китайской живописи Дарья Колосова предложила два варианта наборов, для новичков и для продвинутых пользователей.

Набор для новичков: 

 

 

1. Коврик, впитывающий лишнюю влагу (50см/50см)

2. Бумага для гунби - 1 лист (он большой). Можно выбрать марки "Крылья цикады", "Покров цикады" и др. Чем тоньше и дороже бумага - тем лучше ее качество.

3. Кисти: одна тонкая для контура, (например "Трафаретка", или "Мышиные усы" и другие контурные китси, но не длиннее 2.5 см в ворсе)

4. Кисти для растушевки из мягкого белого ворса козы (например марки "Дождик", "Белое облако" и др., длина ворса - не более 2.5 см).

5. Кисть типа «флейц» средняя (широкая плоская кисть из мягкого ворса) для тонирования-незаменимая вещь.

6. Тушь. Подойдет любая жидкая тушь китайского производства, но лучшая по качеству-марки "Красная звезда". Достаточно небольшой баночки.

7. Минеральные краски - маленький набор из 12 цветов. Совет от меня - приобрести дополнительно цвет "Чайный коричневый" и "Гусенковый желтый"  (у фирмы "maries"это номера 699 и 242.)

8. Фарфоровая палитра "ромашка". Очень удобна в использовании.

 

Набор для "продвинутых".

Апр27

«Слово о живописи из сада с горчичное зерно»

«Слово о живописи из сада с горчичное зерно» – трактат, собранный из произведений художников, передаваемых из поколения в поколение на протяжении трех столетий династии Мин (1368-1644) и Цин (1616-1911). Коллекция шедевров выдающихся художников того времени специально собранная с целью просвещения в области китайской живописи и обучения приемам и техники гохуа. 

Трактат получил всеобщее признание и стал наиболее авторитетным источником практической информации для изучающих китайскую живопись. Энциклопедия «Слово из сада с горчичное зерно» стала настольной книгой каждого образованного человека

Первые попытки составления сборника были предприняты на 18-м году правления императора династии Цин Канси (1662 — 1722), собирались работы художников на протяжении длительного времени, чтобы с помощью доступных в те времена средств печати подготовить этот сборник. Название книга получила в честь загородного дома господина Ли Юй (1611-1680гг.), в котором часто собирались друзья художника и просвещенные умы того времени, и который носил название «Сад с горчичное зерно».

Купить Трактат

Продолжение...
Янв24

Классификация рисовой бумаги сюань.

Обычай называть бумагу рисовой, в соответствии с составом ее сырья, появился у европейцев, китайцы же эту бумагу называют сюань по месту, откуда она родом.

Бумага сюань является исконно китайским материалом, который традиционно использовался для китайской живописи и каллиграфии. Производство бумаги берет свое начало со времен династии Тан (618—907 гг.) 

30 сентября 2009г. бумага сюань была включена Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в список нематериального культурного наследия человечества.nuer

1. Классификация рисовой бумаги по способу обработки.

По способу обработки бумага делится на 3 основных вида:

1. Шенсюань (сырая, необработанная, непроклеенная).

Это бумага гигроскопичная и она хорошо впитывает влагу, тушь и краски по ней хорошо растекаются.

Бумага шенсюань лучше всего подходит для живописи в стиле сеи, жанр цветы и птицы.

2. Шусюань (готовая, обработанная, проклеенная).

Эта бумага проклеена квасцами, благодаря чему она становится мало гигроскопичной и не впитывает влагу, тушь и краски по ней не растекаются.

Бумага шусюань лучше всего подходит для живописи в стиле гунби, а также для каллиграфии.

В свою очередь бумага шусюань делится на тонкую высококачественную бумагу Цикада (крылья цикады, покров цикады) и на бумагу по-проще плотную слюдяную (слюдяное сияние).

3. Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая).

Это бумага с промежуточными свойствами, она не сильно промокаемая, тушь и краски растекаются по ней умеренно.

Такая бумага хорошо подходит для китайской живописи в стиле сеи, жанр пейзаж и для каллиграфии.

Для удобства у нас на сайте эта бумага называется пейзажная.

Если Вы знакомы с китайскими чаями, в частности с пуэрами, то смысл шу- и шен- там тот же, что и в случае с бумагой.


Окт23

Процесс производства рисовой бумаги сюань. (видео)

Гонконгский телеканал RTHK представляет фильм из серии «Культурное наследие. Производство рисовой бумаги сюань»

Производство рисовой бумаги является одним из 4-х величайших открытий, сделанных в Китае, наряду с изобретением компаса, пороха и книгопечатанием. Самая известная бумага сюань производится в китайской провинции Аньхой и имеет более чем 1500-летнюю историю. Именно здесь произрастает голубое сандаловое дерево (птероцелтис), в изобилии выращивается длиннозерный рис и протекает река, воды которой имеют соответствующую концентрацию водородных ионов и показатели кислотности и проживают люди, которые из поколения в поколение передают мастерство изготовления рисовой бумаги сюань.

Корреспондент телеканала (К) Вэн Эньчень приехала в эту местность специально, чтобы познакомиться с технологией изготовления бумаги и встретилась с господином На Чхуньруном, бумажных дел мастером (М).

Перевод с китайского Алиса Лозайка

Окт23

Процесс производства рисовой бумаги сюань (фото).

 

Китайская рисовая бумага изготавливается вручную. На фотографиях изображены основные стадии производственного процесса.

1. Просушка коры на солнце
2. Подготовка сырья
3. Отбор сырья
4. Отжим ручным винтовым прессом
5. Размолачивание сырья, прессовка лепешек
6. Нарезка сырья (лепешек)
7. Выуживание осевших частиц бумаги из раствора
8. Отделение пласта бумаги от сита и укладка
9. Просушка бумаги
10. Обрезка бумаги
11. Визуальный контроль бумаги
12. Маркировка поступившей на склад бумаги

Перевод с китайского Алиса Лозайка.

Сен15

Этот восхитительный шелк!

Статья о шелке как материале для китайской живописи в стиле гунби. Автор Дарья Колосова.

nuerЭтот восхитительный шелк! С легким блеском или матовый, этот материал отражает свет особым образом, придавая необычную фактуру изображению. Изысканный и благородный, он особенно ценился у древних мастеров живописи в  Китае. И сейчас многие живописцы предпочитают именно шелк за его необыкновенные качества...


Шелк или бумага - что же выбрать? Этот вопрос часто задают мне мои ученики, изучающие китайскую живопись стиля гунби. И если со свойствами бумаги для гунби мы уже достаточно знакомы, то шелк остается загадочным новым материалом. Я с удовольствием расскажу вам о нем - этом чудесном материале и отвечу на наиболее часто задаваемые вопросы, звучащие на моих уроках по гунби.

До изобретения бумаги в Китае художники использовали шелк - долговечный и прочный материал. После нанесения изображения его пропитывали буковым маслом для защиты от насекомых-вредителей. Отчасти поэтому  древние изображения, дошедшие до нас, имеют такую темную окраску фона и приглушенные цвета.

Современный шелк для китайской живописи более тонкий, он имеет специальную пропитку, которая  не позволяет краскам расплываться по поверхности ткани. Обычно он свернут в рулон, а на ощупь как тонкая полупрозрачная бумага. Складывать его для транспортировки, образуя заломы крайне нежелательно - лучше свернуть в трубочку.

Янв15

Китайский художник Сюй Бейхун.

Фото Сюй БейхунСюй Бейхун (кит. 徐悲鸿, пиньинь: Xú Bēihóng) (1895-1953гг.), выдающийся китайский художник и преподаватель китайской живописи. Он один из первых китайских художников, который объединил художественные традиции китайской живописи гохуа с достижениями европейской живописи.

Сюй Бейхун родился в г. Исин, провинции Цзянсу. Четырехлетним мальчиком он пошел по стопам своего отца художника Сюй Дачжана и стал брать уроки живописи, сначала у отца, а затем в частной школе. В детстве Сюй Бэйхун любил копировать иллюстрации из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно».

Перевод с китайского Алиса Лозайка.

Галерея работ Сюй Бейхуна 

Книги по живописи художника Сюй Бейхуна:

Сюй Бейхун


{socbuttons}