Апр30

Ци байши

Жизнь и деятельность художника и неизвестные ранее факты его биографии.

Qi BaishiЦи Байши (齐白石 ) (1864-1957гг.), величайший китайский каллиграф и художник 20-го столетия, мастер резьбы по камню, человек с мировым именем.
 

 

Малоизвестные факты из жизни Ци Байши.
Однажды, в период японской оккупации Китая, представителями пекинского марионеточного режима был устроен торжественный банкет по случаю празднования дня рождения, начальника местной полиции, главного предателя китайского народа генерала Сюань Теу . Придя на церемонию и оглядевшись, Ци Байши увидел огромное количество гостей, заполнивших зал. Немного поразмыслив он разложил на столе лист бумаги и начал быстро рисовать. В мгновение ока на листе появился нарисованный тушью краб. Со всех сторон сыпались похвалы, а сам генерал сиял от радости. Как вдруг Ци Байши легко взмахнув кистью, самым ее кончиком сделал на картине надпись из нескольких иероглифов, которая гласила:


«Доколе же будут продолжаться бесчинства?»
пото
м приписал «Генерал Теу», затем дописал:
«Подняв голову и взмахнув рукавом, я удаляюсь.»
(образно: ухожу, хлопнув дверью – прим. переводчика).


Увидев картину, один из представителей предательской власти стал просить ее, тогда Ци Байши еще добавил стихотворную надпись для лицемерного чиновника:

«Черный шелковый головной убор, белоснежное опахало,
Все как подобает достопочтенному государю.
На деле же грязью он вымаран с головы до пят,
И хоть он маскируется, но вся его суть очевидна,
И где же его чувство долга?»

В тяжелые годы японской оккупации, чтобы не дать противнику использовать себя в своих интересах, Ци Байши пришлось вести затворнический образ жизни.

На двери своего жилища он вывесил обращение такого содержания: «Китайские, а также иностранные представители власти, желающие приобрести работы Байши, хозяин дома не рад вашему визиту, и покорнейше просит его простить за отказ в аудиенции.
Кроме того, хозяину дома немало наскучил тот факт, что как только он нарисует очередную картину, обязательно приходит кто-то с целью выразить свое собственное мнение о ней.»

Сюжет его картин необычен, как правило, художники рисуя зимородка изображают его на камне или прямо на лотосе во время охоты за рыбками, скользящих по водной глади.

Ци Байши же напротив не рисует плавающих по водной глади рыбок, он изображает глубоководных креветок и делает надпись:

«До сих пор на картинах с изображением зимородков обязательно рисовали рыбок, есть лишь одна картина с креветками (вместо рыбок). Креветки не плавают на поверхности, (как рыбки), что же делать зимородку?»

В этой аллегории скрыт глубокий смысл, Ци Байши, закрыв двери своего дома от непрошеных гостей, подобно креветкам с его картин, прячущихся в водных глубинах, укрылся от домогательств предательских марионеточных властей, которых он уподобляет зимородку.

В 70 летнем возрасте Ци Байши сказал: я знаю только то, что не умею рисовать, а люди на все лады начали расхваливать мою скромность. Тогда я сказал: я действительно не умею рисовать, но люди стали хвалить меня еще больше.
Конечно же, не было человека, который бы ему поверил.

Перевод с китайского Алиса Лозайка

Янв18

Китайская каллиграфия

Китайская каллиграфия.

То, что скрывают уста -
не могут скрыть поступки
и простые движенья кистью.

Уникальное каллиграфическое искусство, по праву, считается национальным достоянием Китая и истиной жемчужиной Востока. Китайские иероглифы передают всю суть восприятия человеком окружающего мира на протяжении многих веков, с самой древности до наших дней.

Китайская каллиграфия – это нечто большое, чем обычное фиксирование информации на бумаге. Это абстрактное искусство сравнимое с музыкой, столь гармоничной и удивительной. В основе каллиграфии лежит природа, а в ней всё рождается от превращений женского начала (инь) и мужского (ян).

В школах Китая, детей обучают грамоте, параллельно с изучением каллиграфии. Важно заметить, что обучают детей каллиграфии не только для более легкого усвоения многочисленных иероглифов, а в первую очередь, для воспитания у ребенка эстетического вкуса и умения видеть и ощущать истинное искусство.

Для нанесения иероглифов на бумагу требуется особое внимание и усидчивость. Без чувства ритма просто не обойтись. Контролировать движение руки, чувствовать направление, в котором растекается тушь - всё это очень важно. В чертах иероглифов гармонично сочетаются противоположные вещи: кривые и ровные линии, насыщенность и бледность штрихов, квадратные и круглые элементы. Каллиграфия, как и музыка способны передавать сильные душевные переживания автора.

По способу начертания китайские иероглифы условно могут быть разделены на шесть больших групп (люшу):
Ноя06

Интервью с преподавателем китайской живописи гохуа Юлией Наумовой

о китайской живописи гохуа и китайской каллиграфии в России

you li1Наумова Юлия Валерьевна, художник, преподаватель западной и восточной живописи, член Московского Союза художников. Специализируется на китайской живописи гохуа.

Июн22

Четыре драгоценности кабинета ученого мужа

«Дабы преуспеть в работе,

прежде следует отточить инструменты»

Китайская поговорка

 

Традиционно неотъемлемой частью жизни каждого образованного человека в Китае, являются четыре письменные принадлежности, так называемые четыре драгоценности кабинета ученого мужа. Это четыре предмета рабочего стола просвещенного человека. Именно так в Китае называют кисть, бумагу сюань, тушь и тушечницу.

 

Первое упоминание о четырех драгоценностях встречается уже в 7 веке, во времена династии Тан. Кисть, тушь, бумага и тушечница – это четыре инструмента, благодаря которым рождается особая, непохожая ни на что, красота китайской каллиграфии и живописи.

Именно поэтому уделяют столь большое значение «четырем драгоценностям кабинета ученого мужа».


Окт04

Цветы Китая

Территория Китая с его сложным рельефом охватывает весьма значительную часть широт умеренного пояса и небольшую часть умеренно-холодного пояса, субтропиков и тропиков. Потому-то Китай отличает такое разнообразие природных и климатических условий и исключительное богатство растительного мира.

Фев05

Изобретения, сделанные в Китае

Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырех великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта). Нижеприведенный список содержит эти и другие изобретения, которые впервые появились в Китае.  

Янв22

Четыре драгоценности в музеях мира.

Самые известные предметы из кабинетов ученых мужей в музеях мира.
Янв22

Набор для каллиграфии. Ода о сувенирной продукции.

Часто от своих новых клиентов мы слышим фразу, - «а ваши кисти не такого качества, как в наборах для каллиграфии»? Эти люди уже пострадали от низкокачественного продукта под названием «набор для каллиграфии» и «набор кистей для каллиграфии». Мы решили помочь вам в этом нелегком выборе.
Янв22

Искусство Китая в коллекциях Половцовых.

В конце XIX — начале XX века музей Училища Штиглица был самым крупным собранием прикладного искусства в России. Значительной частью музея являлась коллекция искусства Востока, включавшая китайские изделия, большинство из которых были первоклассными по художественному уровню.
Янв22

Оформление китайской живописи (подклейка) и уход за печатями.Видео.

В этом видео вы увидите как ухаживать за печатями и производить подклейку.


Янв21

Четверо благородных

В литературе, искусстве и в повседневной жизни Китая широко распространены некоторые растения, которые китайский народ всегда сажает во дворах и на балконах, в садах, в садах храмов, в мини-садах. Эти растения - сосна, бамбук, слива, орхидея.

 

{socbuttons}