Все статьи

ЧЕТЫРЕ ДРАГОЦЕННОСТИ КАБИНЕТА УЧЕНОГО МУЖА

«Дабы преуспеть в работе,

прежде следует отточить инструменты»

Китайская поговорка

 

Традиционно неотъемлемой частью жизни каждого образованного человека в Китае, являются четыре письменные принадлежности, так называемые четыре драгоценности кабинета ученого мужа. Это четыре предмета рабочего стола просвещенного человека. Именно так в Китае называют кисть, бумагу сюань, тушь и тушечницу.

 

Первое упоминание о четырех драгоценностях встречается уже в 7 веке, во времена династии Тан. Кисть, тушь, бумага и тушечница – это четыре инструмента, благодаря которым рождается особая, непохожая ни на что, красота китайской каллиграфии и живописи.

Именно поэтому уделяют столь большое значение «четырем драгоценностям кабинета ученого мужа».


Кисть («би»)

Кисть всегда считалась особенной ценностью для любого образованного человека в Китае. В древности каждый «благородный муж» должен был в совершенстве владеть кистевыми искусствами, каллиграфией и живописью.

Традиционно кисть для каллиграфии и живописи изготавливалась только из натуральных материалов. Сам ворс кисти состоит из шерсти животных, чаще всего это коза, волк, свиная щетина, шерсть степных животных, а дорогие кисти изготавливаются из шерсти редких животных, таких как: барсук, хорек, медведь и другие. Кисть должна быть мягкой и одновременно упругой. Отличительной особенностью китайских кистей является их повышенная гигроскопичность, так как при работе на рисовой бумаге сюань кисть должна содержать много влаги.

Основание кисти чаще всего изготавливается из дерева или бамбука. А для эксклюзивных кистей используются редкие породы дерева, рога животных, фарфор и другие ценные материалы.

После использования таких кистей храниться они должны особым образом, в подвешенном состоянии, ворсом вниз. Дело в том, что при их изготовлении используется рыбий клей, и чтобы после использования влага не вымывала клей из основания ворса, лучше во время просушки держать кисть вертикально. Для этого используются специальные вешалки, а черенки кистей снабжены петелькой, за которую ее можно подвесить.

Согласно археологическим данным кисти существовали уже в V в. до нашей эры. Кисти, к которым мы привыкли, начали производиться с IV века нашей эры в Китае и до сегодняшнего момента технология остается неизменной, это ручной труд. Кисти бывают мягкими из шерсти козы, жесткими из шерсти волка и комбинированными. Основные требования к кистям сформулированы в «четырех достоинствах» кисти и именно на них нужно обращать внимание при выборе:

  1. Острота (кончика), позволяющая передавать мельчайшие детали и писать тонкие линии.
  2. Ровность ворса, за счет которой при письме она оставалось неизменно гладкой и собранной. Это способность кисти поддерживать первоначальную заданную форму.
  3. Округлость ворса, которая обеспечивает свободное движение кисти во всех направлениях
  4. Прочность, обеспечивающая упругость и гибкость.

Размер используемых кистей, степень их мягкости и упругости, соотношение длины ворса и толщины в диаметре зависит от творческого замысла художника.

Бумага («сюань»)

В глубокой древности материалом для письма были панцири черепах, бамбуковые дощечки, камень, дерево и шелк.

Бумага — одно из величайших изобретений китайской цивилизации. Обычай называть бумагу рисовой, в соответствии с составом ее сырья, появился у европейцев, китайцы же эту бумагу называют сюань по месту, откуда она родом.

Бумага сюань является исконно китайским материалом, который традиционно использовался для китайской живописи и каллиграфии. Производство бумаги берет свое начало со времен во династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.)

В древнем Китае ее делали из волокон древесины и коры некоторых деревьев. Но с течением времени способы производства бумаги менялись, и в последние несколько сотен лет бумага сюань, производится вручную из рисовой соломы и коры тутового дерева.

Волокна высушиваются, неоднократно вымачиваются, отбеливаются, затем измельчаются и прессуются в однородную массу. После чего полученная масса заливается водой, перемешивается до однородной взвеси. В этот раствор погружается плоское сито, которое затем поднимается и на его поверхности остаются равномерно распределенные частицы волокон. В процессе сушки эти волокна и формируют лист бумаги сюань. После просушки листы складываются в пачки и бумага обрезается для получения ровного края. Таким образом, процесс изготовления рисовой бумаги сюань до сих пор остается ручной работой.

Бумага сюань отличается белизной, тонкостью и эластичностью. Она не желтеет с течением времени. Благодаря своим уникальным абсорбирующим свойствам тушь на ней «раскрывает» свой потенциал и мы можем увидеть всю палитру оттенков туши от светло-серого до насыщенного черного.

По способу обработки бумага делится на 3 основных вида:

1. Шенсюань (сырая, необработанная, непроклеенная).

Это бумага гигроскопичная и она хорошо впитывает влагу, тушь и краски по ней хорошо растекаются. Бумага шенсюань лучше всего подходит для живописи в стиле сеи, жанр цветы и птицы.

2. Шусюань (готовая, обработанная, проклеенная).

Эта бумага проклеена квасцами, благодаря чему она становится мало гигроскопичной и не впитывает влагу, тушь и краски по ней не растекаются. Бумага шусюань лучше всего подходит для живописи в стиле гунби, а также для каллиграфии.

3. Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая).

Это бумага с промежуточными свойствами, она не сильно промокаемая, тушь и краски растекаются по ней умеренно. Такая бумага хорошо подходит для китайской живописи в стиле сеи, жанр пейзаж и для каллиграфии.

Все знаменитые шедевры китайской живописи были сделаны именно на бумаге сюань. Без нее немыслимо существование традиционной китайской живописи и каллиграфии.

Тушь («мо»)

Третья драгоценность кабинета ученого мужа это тушь. Традиционно тушь изготавливалась из натуральных материалов на основе сосновой сажи и клея. Сухая палочка туши растирается на каменой тушечнице и разводится водой. В зависимости от количества воды, формируется тот или иной оттенок туши.

Попав на бумагу, тушь не стирается и не выцветает — результат этого можно увидеть в музеях мира, где шедевры старинных китайских мастеров по-прежнему сохраняют густоту цвета и блеск туши.

В наше время готовую жидкую тушь фабричного производства, это удобно и экономит время. Тем не менее многие каллиграфы предпочитают самостоятельно растирать и разводить тушь, ведь это не только наслаждение и релаксация, но и прекрасная возможность обдумать свое будующее произведение.

Тушечница («янь»)

Тушечница – это четвертое сокровище благородного мужа. Первые тушечницы появилась в III веке нашей эры. Форма тушечниц бывает самая разнообразная, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая формами сложными формами лепестков цветов и листьев. Классические китайские тушечницы давно стали предметом коллекционирования.

Отличительные особенности тушечниц из высококачественного камня:

*На вид тущечница должна быть теплой и нежной, узор камня должен быть четким и без повреждений, все мельчайшие частицы структуры камня должны быть отчетливо видны.

*На ощупь камень имеет шелковистую фактуру, которая напоминает кожу человека. Если подуть, то тушь на поверхности свернется в жемчужный шарик.

*Если постучать по тушечнице, то будет слышен звон благородного металла.

*В процессе использования камень остается гладким без шероховатостей, тушь в ней долгое время не высыхает и не портится.

Помимо достоинств камня как такового, сами тушечницы украшаются резьбой и представляет собой оригинальное художественное произведение.  Размер, форма камня, его оттенок, текстурный орнамент, все это создано природой. Мастер же изучив природную красоту камня, почувствовав его  душу использует его неповторимую текстуру и цвет таким образом, чтобы выразить через него свою душу и передать настроение достигая при этом необыкновенных результатов.

Каменная тушечница — один из символов традиции настоящего мастера и неотъемлемая часть «четырех драгоценностей кабинета ученого мужа».

Алиса Лозайка



X