Все статьи

ЧЕТЫРЕ ДРАГОЦЕННОСТИ В МУЗЕЯХ МИРА.

Cамые известные предметы из кабинетов ученых мужей в музеях мира.

ЧЕТЫРЕ ДРАГОЦЕННОСТИ В МУЗЕЯХ МИРА.


Тушечница Сунхуа
Цин (1644-1911)
Длина камня 17.3 см, длина основания 18.2 см, ширина 11.4 см, ширина
основания 12.3 см, высота с подставкой 4.8 см, длина крышки 18.4 см, 
ширина 12.5 см, высота 4.1 см, вес 2021.5 гр., вес крышки 452.1 гр.

В состав основания камня для растирания туши входят шесть ножек в виде облаков, а в средине его нижней части вырезаны круглая и квадратная печати. На одной из них, легкая гравировка четырех иероглифов в сакральном стиле в два ряда: «Раритет (императора) Цяньлуна (династия) Цин», а на другой, также четыре иероглифа в четыре ряда в печатном стиле: «Посвящено Трем Альтруизмам». Крышка покрыта гравировкой, изображающей сцену с белыми журавлями, и содержит стихотворение цинского императора Цяньлуна («Гаоцзуна») (1736-1795). Иероглифы выполнены в стиле скорописи «цаошу» и повествуют в стихотворной форме об ощущениях автора, увидевшего караван журавлей, в ходе пейзажной прогулки осенним вечером. Эти стихотворные строки, датированные 1737 годом, сопровождают две печати, на первой из которых выгравировано в два ряда печатными иероглифами: «Только одно и только суть». На второй квадратной печати гравировка гласит: «Кабинет его высочества Цяньлуна». На внутренней поверхности крышки имеется гравировка в стандартном стиле стихотворения, описывающего твердость и чистоту камня из которого была сделана тушеница для растирания туши. Это стихотворение также сопровождается квадратной печатью, на которой в две строки печатным стилем написано: «Всегда храни и всегда пользуйся».

Тушеница Сунхуа происходила из местечка Лунсин Северо-восточного Китая и предназначалась исключительно для пользования августейшими особами династии Цин, а простолюдины не имели права даже открывать ее. Поэтому шедевры подобные «Сунхуа» превратились в самый ценный подарок, который переходил из рук в руки при дворе, а иногда вручался главам иностранных государств. Данная тушеница упоминается в «Каталоге тушениц Сицин», ибо ей лично владел и пользовался сам Цяньлун. (Автор текста Цзи Жосинь)

 

 

 

 

Тушечница небесных драконов и 99 колонок из камня с реки Дуань
Мин (1368-1644)
длина 14.2 см, ширина 8.2 см, высота 4.2 см


Каменная ванночка для растирания туши прямоугольной формы вырезана из целого пористого камня с реки Дуань темно серого цвета с круглыми крапинками, именуемыми часто «глазами» желто-зеленого оттенка, в середине которых желто-коричневые точки, напоминающие зрачки глаз. На верхней плоскости имеется небольшая щербинка, а в выемке для толчения туши выгравированы 99 рубцов, с глазом на каждом, а в ванночки для растирания имеется гравировка драконов в облаках - один большой и девять поменьше, как будто дракон папа прогуливает своих детей. С четырех сторон на тушеннице можно видеть надписи арабской вязью, справа надпись китайскими иероглифами в официальном стиле «лишу» «Сунская тушнница небесных драконов и 99 рубцов из камня с реки Дуань», а слева, надпись в том же стиле «Хранится в павильоне Грозы летней императорской резиденции Жэхэ». Наконец, на передней грани тушенницы выгравированы стихи в более мелких иероглифах каллиграфического стиля «лишу»: «Данный камень был добыт из старой пещеры шесть веков назад, но до сих пор сохраняет свои лучшие качества. На графитовой тушеннице имеются гравировки облаков, выгул драконом своих девятерых детенышей, на обратной грани 99 рубцов с глазами на каждой, которые как будто глядят на Вас. Автор этих строк глубоко поражен великолепием шедевра, он с трепетом и благоговением первый раз прикоснулся к нему и не мог сдержать изумления…». Заканчивается надпись подписью императора Цяньлуна и двумя его печатями. Эти стихи можно также прочитать в сборнике поэзии императора Гаоцзуна (Девиз правления Цяньлуна). В связи с тем, что на тыльной части тушенницы имеются 99 рубцов, а на фасаде гравировка десяти драконов, император Гаоцзун присвоил ей название «Тушенница драконов в облаках и 99». Так как у тушенницы самобытной формы имеется продольная ручка-хват, она была датирована Сунской династией и император приказал выгравировать данное название тушенницы на правой ее грани.

Тем не менее, более подробное исследование истории эволюции форм подобного изделия, а также арабская вязь на гранях и оригинальная гравировка дракона и дракончиков привели к выводу, что шедевр принадлежит периоду не Сунской, а Минской династии. Камень, из которого сделан экспонат, добыт на реке Чжаоцзин, именуемой в древности «река Дуань», а еще со времен Танского Китая графит с этого месторождения славился повсюду как прекрасный материал для гравировки и изделий искусства, с которым успешно работал целый ряд известных мастеров и самые разнообразные поделки со всевозможными орнаментами из которого очень высоко ценились в кругах китайской художественной элиты. Можно привести только некоторые наименования этих орнаментов: огненные строчки, рыбьи мозги, печень свиньи, белые листья банана, золотые звезды, нефритовый пояс, золотая нить, серебряная нить, каменный глаз, мотылек, крапинки куропатки и т.д., чтобы представить их разнообразие. Больше всего в художественных орнаментах встречается тема «каменных глаз»: ястреба, попугая, феникса, слоновой кости и т.п.

Глаза в свою очередь подразделялись на «живые», «плачущие», «мертвые» и пр. , причем, со времен Сунской династии любители и коллекционеры тушечниц полагали, что «Живые глаза лучше, чем заплаканные, заплаканные лучше, чем мертвые, а мертвые лучше, чем вообще без глаз». По этому же поводу император династии Южная Сун Гаоцзун писал: «Если тушечница «Дуань» подобна куску фиолетового нефрита, столь же прекрасна, совершенна и неповторима, то стоит ли говорить, что ее главное достоинство заключается в глазах?» Тем не менее, Цинский Гаоцзун все же акцентировал внимание на инкрустированных «живых глазах» данной тушечницы, и именно поэтому распорядился поместить ее на хранение в «Павильоне Грозы» летнего императорского горного курорта Жэхэ, дабы она помогала ему поправлять здоровье в летние и осенние месяцы.


Стопки для кистей
Китай. XVIII-XIX вв.
Бамбук, резьба, гравировка. 
Музей Востока. г.Москва

 


У Вэйфань.Тушечница и пластина туши.
Китай. 1954 г.
Камень, резьба, тушь. Музей Востока. г.Москва


Тушечница из камня с реки Дуань.
Информация по данному предмету отсутствует.


Тушечницы.Информация по данному предмету отсутствует.


Тушечница из камня с реки Дуань.
Информация по данному предмету отсутствует.



X