Этот восхитительный шелк! С легким блеском или матовый, этот материал отражает свет особым образом, придавая необычную фактуру изображению. Изысканный и благородный, он особенно ценился у древних мастеров живописи в Китае. И сейчас многие живописцы предпочитают именно шелк за его необыкновенные качества...
Шелк или бумага - что же выбрать? Этот вопрос часто задают мне мои ученики, изучающие китайскую живопись стиля гунби. И если со свойствами бумаги для гунби мы уже достаточно знакомы, то шелк остается загадочным новым материалом. Я с удовольствием расскажу вам о нем - этом чудесном материале и отвечу на наиболее часто задаваемые вопросы, звучащие на моих уроках по гунби.
До изобретения бумаги в Китае художники использовали шелк - долговечный и прочный материал. После нанесения изображения его пропитывали буковым маслом для защиты от насекомых-вредителей. Отчасти поэтому древние изображения, дошедшие до нас, имеют такую темную окраску фона и приглушенные цвета.
Современный шелк для китайской живописи более тонкий, он имеет специальную пропитку, которая не позволяет краскам расплываться по поверхности ткани. Обычно он свернут в рулон, а на ощупь как тонкая полупрозрачная бумага. Складывать его для транспортировки, образуя заломы крайне нежелательно - лучше свернуть в трубочку.
Основные характеристики шелка:1. Натуральный или синтетический.
Определить натуральный шелк или нет можно следующим образом: поджигаем маленький кусочек спичкой и смотрим - если ткань обугливается и крошится пепел, то шелк натуральный, а если плавится как пластик, то шелк синтетический. Натуральный шелк лучше чем синтетический, но для рисования подходят оба варианта, разница заключается в том, что натуральный материал лучше впитывает влагу.
2. Плотность или разреженность ткани.
Если посмотреть на свет сквозь шелк, то можно увидеть переплетения нитей, как и на любой ткани. Качество шелка зависит от того, насколько плотно ниточки примыкают друг к другу, чем теснее и плотнее, тем лучше, тем выше качество шелка, так как более плотный материал опять же лучше впитывает влагу и дает возможность краскам выглядеть более насыщенно.
3. Цвет.
Вариации цвета, встречающиеся в специализированных магазинах Москвы, например, в
интернет магазине «Баймао» таковы:
- «Белый» арт. 216- «Антик» (цвет слоновой кости) арт. 217В зависимости от цвета выбранного вами шелка будет варьироваться и цветовое решение вашей работы. Обязательно включайте тон шелка в состав красок картины.
4. Степень блеска.
Матовый, с легким отливом, или с явным блеском - все три варианта встречаются.
5. Страна производитель.
Лично мне известны Китай и Япония, причем шелк японского производства натуральный, матовый и достаточно плотный, что говорит о его высоком качестве, но и среди китайского шелка можно выбрать неплохой по качеству вариант.
Работа на шелке, необходимые приготовления и нюансы.1. Для создания картины на шелке необходимо натянуть его особым образом на подрамник для фиксации и разглаживания живописной поверхности. Так же можно натянуть шелк и на планшет, в этом случае необходимо сделать подложку из листа ватмана для впитывания лишней влаги и краски.
2.
"Закрепитель". В некоторых случаях укрывные краски, такие как белила, минеральная зеленая, минеральная голубая и др. необходимо фиксировать на шелке с помощью специальных растворов на основе желатина и жженых квасцов, их можно
приобрести в магазине, или изготовить самим. После такого закрепления и просушки шелк будет готов к дальнейшей работе.
3. По окончанию работы на шелке необходимо дополнительно зафиксировать изображение с помощью фиксатива - спрея, он продается в любом художественном магазине. После чего шелк можно подклеивать обычным способом на бумагу.
4. Отличие шелка от бумаги для гунби в текстуре рабочей поверхности. Шелк обладает меньшей впитываемостью, чем бумага, за счет меньшей толщины, соответственно и количество воды и краски на ваших кистях будет меньшее, чем на бумаге.
5. Исправления. Красочный слой, нанесенный на шелк может быть достаточно легко удален с помощью чистой воды, кисти и салфетки практически полностью до основного цвета фона (это несомненный плюс), однако не увлекайтесь подобными процедурами, так как вместе с краской вы смываете и раствор для фиксации цвета, которым изначально был пропитан шелк. Допустимо 1-2 "смывания", больше я не рекомендую, так ка после этого шелк может превратиться в обычную мягкую тряпочку...
Китайские художники говорят -"Учитесь у древних"- сообразно этому высказыванию я включила в свою авторскую программу обучения стилю гунби цикл обучающих работ на шелке, который начинается с копирования работ древних мастеров, а заканчивается современными работами с интересными эффектами, сложными композициями и традиционными китайскими форматами, такими, как свиток или веер. Такой классический китайский жанр китайской живописи, как "цветы -птицы", включающий в себя и животных и рыб вполне подходит для изображения на шелке, так же большой популярностью пользуются изображения китайских красавиц и мифических героев-небожителей; изысканный пейзаж издревле выполнялся по шелку, вы можете выбрать что вашей душе угодно, главное - творите, фантазируйте и не бойтесь пробовать что-то новое в своей жизни и у вас обязательно получится!
С радостью отвечу на ваши вопросы и творческие предложения.
Преподаватель китайской живописи Колосова Дарья.