то, что скрывают уста-
не могут скрыть поступки
и простые движения кистью.
У
никальное каллиграфическое искусство, по праву, считается национальным достоянием Китая и истиной жемчужиной Востока. Китайские иероглифы передают всю суть восприятия человеком окружающего мира на протяжении многих веков, с самой древности до наших дней.
Китайская каллиграфия – это нечто большое, чем обычное фиксирование информации на бумаге. Это абстрактное искусство сравнимое с музыкой, столь гармоничной и удивительной. В основе каллиграфии лежит природа, а в ней всё рождается от превращений женского начала (инь) и мужского (ян).
В школах Китая, детей обучают грамоте, параллельно с изучением каллиграфии. Важно заметить, что обучают детей каллиграфии не только для более легкого усвоения многочисленных иероглифов, а в первую очередь, для воспитания у ребенка эстетического вкуса и умения видеть и ощущать истинное искусство.
Для нанесения иероглифов на бумагу требуется особое внимание и усидчивость. Без чувства ритма просто не обойтись. Контролировать движение руки, чувствовать направление, в котором растекается тушь - всё это очень важно. В чертах иероглифов гармонично сочетаются противоположные вещи: кривые и ровные линии, насыщенность и бледность штрихов, квадратные и круглые элементы. Каллиграфия, как и музыка способны передавать сильные душевные переживания автора.
По способу начертания китайские иероглифы условно могут быть разделены на шесть больших групп (люшу):
1) изобразительная категория (сянсин) — прямое изображение объекта;
2) фонетическая категория (чжиши) — сочетание изобразительного и фонетического элементов:
3) идеографическая категория (хуэйи) — сочетание конкретного изобразительного элемента с абстрактным символом;
4) пиктографическая категория (синшэн) — символическое выражение абстрактной идеи;
5) заимствованная категория (цзяцзе) — использование знака для записи понятия, не связанного с ним по значению, но имеющего одинаковое звучание;
6) видоизмененная категория (чжуаньчжу) — видоизменение отдельных частей иероглифа в связи с приобретением им нового значения.Искусство каллиграфии реализуется посредством черт, выполняемых с помощью традиционных письменных принадлежностей, называемых «четыре драгоценности ученого». Это бумага, кисть, тушь и тушечница. (Подробнее читайте в статье "Четыре драгоценности" и "История четырех драгоценностей")
За тысячи лет существования китайской каллиграфии сформировалась огромное число различных приемов и методов письма. Всё это разнообразие может быть, сведено к пяти основным стилям, или видам каллиграфии. (Смотрите "Видеокурс каллиграфии с Чэнь Миньфан (Китай)" и "Видеокурс каллиграфии с Ponte Ryuurui (Япония)"
Чжуаньшу | |
| В письме стиля древних печатей (чжуаньшу) все черты — как вертикальные, так и горизонтальные — тонкие и стройные, их концы слегка заострены. Стиль чжуаньшу достиг своего наивысшего расцвета в 3 веке до нашей эры. В то время существовало два его основных варианта — большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань). Дачжуань отличался от сяочжуаня с его более округлыми чертами своей несколько большей строгостью. |
Лишу | |
| Официальное письмо (лишу) возникло в ответ на потребность в более быстром способе письма. В этом стиле преобладают квадратные иероглифы. Для этого стиля характерна жесткость структуры иероглифов и строгая перпендикулярность горизонтальных и вертикальных черт. Лишу было гораздо более удобным в сравнении с чжуаньшу, а главное, приходилось меньше затрачивать времени на письмо. Стиль лишу сыграл важную роль в развитии образования и науки в Китае. |
Кайшу
| |
| Уставное письмо (кайшу) возникло в эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в результате эволюции лишу в направлении более стандартного написания иероглифов. Сегодня его называют чжэнкай —«стандартным уставом». Будучи еще более удобным в сравнении с лишу, кайшу получило широкое распространение, поскольку отвечало потребностям повседневной жизни людей. Творчество выдающихся мастеров этой эпохи, подобных Янь Чжэнь-цину (705 — 785), создавших оригинальные и яркие школы, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие каллиграфии. |
Синшу | |
| Ходовое письмо (синшу) занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Ему не свойственна ни угловатость лишу, ни округлость чжуаньшу. Его можно считать разновидностью кайшу. Поскольку иероглифы, написанные этим стилем, ассоциируются с образом идущего человека, то он получил название «ходового письма». Синшу весьма удобен и позволяет достичь большей скорости письма. В истории каллиграфии известно много замечательных произведений, созданных этим стилем. Непревзойденным шедевром считается «Предисловие к Орхидеевой беседке» (Лань тин сюй) кисти Ван Сичжи. |
Цаошу | |
| Существует много различных видов скорописи (цаошу), например, цаочжуань — скорописный вариант печатного письма, цаоли — скорописный вариант официального письма, куанцао — «бешеная скоропись». Всем разновидностям скорописи присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и быстрота написания. Из всех пяти основных стилей каллиграфии цаошу наиболее близка к абстрактному искусству. Лучшие каллиграфы различных эпох, творившие в стиле скорописи, — такие, как Ван Сяньчжи в эпоху Восточная Цзинь, Хуай Су (725 —785) в эпоху Тан или живший не так давно Юй Южэнь (1879 — 1964), — все были способны выявить в кажущемся хаосе определенный порядок и найти свой неповторимый индивидуальный стиль.
Китайская каллиграфия в неразрывном единстве с живописью, она представляет главное направление в традиционном искусстве Китая. Во все времена произведения каллиграфии ценились, как истинное художественное произведение. Многие из них имеют высокую художественную ценность. В наше время китайская каллиграфия стала ещё более популярной и востребованной чертой интерьера и стиля ценителей Востока.
Признанные мастера каллиграфии во все времена отличались не только совершенной техникой владения кистью, но и подлинным литературным талантом и широкой эрудицией!
|