Китайский художник Сюй Бейхун
Сюй Бейхун (кит. 徐悲鸿, пиньинь: Xú Bēihóng) (1895-1953гг.), выдающийся китайский художник и преподаватель китайской живописи. Он один из первых китайских художников, который объединил художественные традиции китайской живописи гохуа с достижениями европейской живописи.
Сюй Бейхун родился в г. Исин, провинции Цзянсу. Четырехлетним мальчиком он пошел по стопам своего отца художника Сюй Дачжана и стал брать уроки живописи, сначала у отца, а затем в частной школе. В детстве Сюй Бэйхун любил копировать иллюстрации из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно».
С 1921 по 1927г. он учился за границей, а после возвращения на родину в Китай он был назначен на должность преподавателя изящных искусств. Участвовал в Художественной выставке в Париже в 1933 году. Затем принимал участие в художественных выставках в Германии, Италии и Советском Союзе. После второй мировой войны, он преподавал в Пекинском университете, а затем в Гуйлиньской академии художеств. После этого, он был избран президентом Пекинского художественного училища.
Сюй Бейхун учился у западных мастеров, классиков традиционной европейской живописи, он положил начало в использовании приемов западного реализма в живописи, трансформируя его согласно канонам китайской живописи гохуа, стараясь передавать все детали и тонкости рисунка, сохраняя при этом все базовые принципы китайской живописи. Это привело к появлению нового вида китайской живописи гохуа, впитавшей в себя европейскую и китайскую культуру.
Его изобразительная манера также содержащая в себе основные приемы "социалистического реализма", стала крупнейшим направлением в современной китайской живописи.
После китайской революции 1949 года Сюй Бейхун занимал пост президента Китайской академии изящных искусств, был председателем Китайской Национальной ассоциации работников искусств.
В живописи он противостоял формализму, следуя реалистичному стилю, он твердо придерживался традиционный школы старых мастеров китайской живописи. Унаследовав лучшие традиции китайской живописи и соединив их с передовым опытом и уроками западной школы живописи, он создал свой собственный уникальный стиль. Мастерски владея традиционной китайской живописью, а также европейской живописью маслом, он также прекрасно владел техникой графического рисунка. Его живописные работы глубоки и очень выразительны.
Всемирно известные картины Сюй Бейхуна с изображением лошадей полны экспрессии, силы, выразительности и при этом он не использовал краски, как принято в современной живописи передавая изображение лишь тушью.
В 1952 году, уже будучи тяжело больным, художник пожертвовал государству все свои произведения. Великолепный художник, он всю свою жизнь посвятил искусству и образованию, воспитывая молодых талантливых китайских художников.
Сюй Бейхун умер в Пекине в 1953 году, когда ему исполнилось всего 59 лет. После его смерти, дом Сюй Бейхуна был превращен в мемориальный музей.
Шедевр художника «Галопирующая лошадь», один из самых любимых среди его почитателей. Его произведения в стиле «цветы и птицы», кошки, также стилистически насыщены и выразительны.
Сюй Бейхун положил начало принципу воспроизведения как можно более детальной, точной передачи пространства. Он выступал за бережное сохранение традиционных методов китайской живописи гохуа, и вместе с тем за соединение их с лучшими образцами западной живописи.
Его картины представляют собой сплав прошлого и настоящего, соединяют в себе древность и современность, и обладают своим неповторимым стилем. Он не только прекрасно владел искусством китайской живописи гохуа, рисунком, живописью маслом, но и был очень эрудированным и разносторонним человеком.
Персонажи Сюй Бейхуна реалистичны, они передают живой дух, изображения цветов и птиц, пейзажей, животных лаконичны и вместе с тем обладают жизненной энергией, что особенно видно в его изображениях лошадей.
Лошадь всегда была излюбленной темой для изображения Сюй Бейхуна. Его галопирующая лошадь, выполненная в стиле «моби» (кисть и тушь) насквозь пронизана духом времени и перемен, она как ураган на коне ворвалась в мир китайской живописи и принесла с собой свежую струю, дала ей сильный, энергичный вдох современности.
Сейчас в родном городе Сюй Бейхуна новый Исин провинции Цзянсу, работает мемориальный музей его имени, где собраны его произведения начиная от ученических работ по китайской каллиграфии и китайской живописи, а также работы в различные периоды времени, в том числе его поздние работы, ставшие известными. А также картины с изображением лошадей. Будь то несущаяся лошадь, пасущаяся, лошадь верхом или на водопое, все они наделены колоссальной жизненной силой и энергией.
Перевод с китайского Алиса Лозайка.