Обычай называть бумагу рисовой, в соответствии с составом ее сырья, появился у европейцев, китайцы же эту бумагу называют сюань по месту, откуда она родом.Бумага сюань является исконно китайским материалом, который традиционно использовался для китайской живописи и каллиграфии. Производство бумаги берет свое начало со времен династии Тан (618—907 гг.)
30 сентября 2009г. бумага сюань была включена Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в список нематериального культурного наследия человечества.
1. Классификация рисовой бумаги по способу обработки.
По способу обработки бумага делится на 3 основных вида:
1. Шенсюань (сырая, необработанная, непроклеенная).
Это бумага гигроскопичная и она хорошо впитывает влагу, тушь и краски по ней хорошо растекаются.
Бумага шенсюань лучше всего подходит для живописи в стиле сеи, жанр цветы и птицы.
2. Шусюань (готовая, обработанная, проклеенная).
Эта бумага проклеена квасцами, благодаря чему она становится мало гигроскопичной и не впитывает влагу, тушь и краски по ней не растекаются.
Бумага шусюань лучше всего подходит для живописи в стиле гунби, а также для каллиграфии.
В свою очередь бумага шусюань делится на тонкую высококачественную бумагу Цикада (крылья цикады, покров цикады) и на бумагу по-проще плотную слюдяную (слюдяное сияние).
3. Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая).
Это бумага с промежуточными свойствами, она не сильно промокаемая, тушь и краски растекаются по ней умеренно.
Такая бумага хорошо подходит для китайской живописи в стиле сеи, жанр пейзаж и для каллиграфии.
Для удобства у нас на сайте эта бумага называется пейзажная.
Если Вы знакомы с китайскими чаями, в частности с пуэрами, то смысл шу- и шен- там тот же, что и в случае с бумагой.
2. Классификация по составу.
В состав бумаги сюань входят 2 основных компонента, кора дерева (как правило сандалового) и рисовая солома. В зависимости от пропорций этих двух компонентов бумага делится на:
1. Тецзин пи (особочистая кора).
Бумага с содержанием 80% и более коры сандалового дерева и 20% и менее рисовой соломы
2. Цзин пи (чистая кора).
Бумага с содержанием 40%-60% и коры сандалового дерева и 20-40% рисовой соломы.
3. Миань ляо (волокнистая, соломенная)
Бумага с содержанием менее 40% коры сандалового дерева и более 60% рисовой соломы.
Чем выше процентное содержание коры сандалового дерева и меньше рисовой соломы, тем выше качество бумаги, тем она более эластичная, тем лучше она передает оттенки туши. Бумага с меньшим содержанием коры и меньшей передачей оттенков туши лучше подходит для каллиграфии. И наоборот, бумага с большим содержанием коры способна лучше передавать оттенки туши и лучше подходит для китайской (и японской особенно) живописи.
3. Классификация по размеру.
Единица измерения принятая в Китае 1чи=1/3 метра или 3,33 см.
Самые распространенные размеры бумаги:
3 чи (100Х50см),
4 чи (138Х69см),
5 чи (153х84),
6 чи (180х97см) и т.д.
4. По толщине
- Ультратонкая
- Тонкая
- Обычная
- Плотная
- Прессованная (многослойная)
5. По производителю
Не смотря на наличие всех видов классификации бумаги, стоит отметить весьма важную ее особенность. Дело в том, что в Китае производство бумаги это ручной труд и единых и общепринятых стандартов на ее производство просто нет. Каждый производитель изготавливает бумагу исходя из собственных представлений. Поэтому, покупая бумагу с казалось бы одинаковыми свойствами и даже названием нет никаких гарантий, что она окажется одинаковой. Скорее будет обратное.
Более того, бумага произведенная одним и тем же производителем и под тем же названием скорее всего будет различаться.
И самое интересное, что даже в одной и той же пачке бумаги могут оказаться листы, различающиеся по качеству. Это издержки ручного труда.
Стоит отметить, что, чем известнее марка производителя и чем дороже бумага, тем меньше вероятности, что она будет различаться по качеству в пределах своего вида.
6. Классификация по съедобности (курьезная)
Дело в том, что, как было сказано в пункте 1. У европейцев бумага называется рисовой из-за состава сырья, а именно рисовой соломы. Но также есть бумага, изготовленная непосредственно из риса, она предназначена для употребления в пищу и она у нас также называется рисовой. Понятно, что солома рисовая и сам рис разные вещи, но название вводит в заблуждение. Поэтому рисовая бумага сюань, для пищи не пригодна! Нет, отравиться ей нельзя, но удовольствия от приема в пищу будет не много. Поэтому, давайте пользоваться бумагой по назначению.
Подготовка статьи и перевод с китайского Алиса Лозайка
В статье использованы материалы:
www.baidu.com
www.zh.wikipedia.org
Классификатор бумаги в интернет-магазине "Баймао"
Название бумаги | Артикул | Вид классификации |
Способ обработки | Состав сырья | Размер листа | Толщина | Назначение |
Высококачественная бумага марки "Чунминтан", 138Х68см. | 245 | Шенсюань (сырая) | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Плотная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Высококачественная бумага марки "Чунминтан", 50Х100см. | 246 | Шенсюань (сырая) | Тецзин пи (особочистая) | 3 чи (100Х50см) | Плотная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Профессиональная рисовая бумага марки "Красная звезда", 68Х138см. | 247 | Шенсюань (сырая) | * Высококачественные инградиенты (не кора и солома) | 4 чи (138Х68см) | Обычная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Рисовая бумага плотная марки "Чунминтан", 138Х68см.
| 243 | Шенсюань (сырая) | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Плотная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Рисовая бумага сюань марки "Чунминтан" р.100Х50см. | 252 | Шенсюань (сырая) | Цзин пи (чистая) | 3 чи (100Х50см) | Обычная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Отборная рисовая бумага для гунби. "Крылья цикады", 68Х138см | 208_bai | Шусюань (готовая). Крылья цикады | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Ультратонкая | Гохуа стиль гунби, каллиграфия, копирование, декупаж |
Рисовая бумага для китайской живописи гунби. "Крылья цикады", 68Х138см. | 216л | Шусюань (готовая), Крылья цикады | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Тонкая | Гохуа стиль гунби, каллиграфия, копирование, декупаж |
Рисовая бумага сюаньчжи "Императорская", 68Х138см. | 239 | Шенсюань (сырая) | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Обычная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Рисовая бумага для гунби и могуфа квасцованная белая. 68Х138см | 277 | Шусюань (готовая), Слюдяная | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Плотная | Гохуа стиль гунби, каллиграфия |
Пейзажная рисовая бумага класса полу-шен полу-шу, р. 4чи | 213 | Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая) | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Обычная | Гохуа стиль сеи, жанр пейзаж, каллиграфия |
Рисовая бумага для пейзажа, (цвет древность), 68Х138см. | 214Л | Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая) | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Обычная | Гохуа стиль сеи, жанр пейзаж, каллиграфия |
Аньхойская рисовая бумага "Алое золото", 138Х68см. | 204 | Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая) | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Плотная, прессовання, многослойная | Каллиграфия, творчество |
Оригинальная бумага марки «Облачный дракон». Белая. 68Х138см. | 248 | Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая) | * (только древесная кора) | 4 чи (138Х68см) | Плотная, прессовання, многослойная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Оригинальная бумага марки «Облачный дракон». Антик. 68Х138см. | 249 | Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая) | * (только древесная кора) | 4 чи (138Х68см) | Плотная, прессовання, многослойная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Оригинальная бумага марки «Облачный дракон». Чайные листья. | 227 | Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая) | * (только древесная кора) | 4 чи (138Х68см) | Плотная, прессовання, многослойная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Оригинальная бумага марки «Облачный дракон». Лепестки шафрана. | 228 | Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая) | * (только древесная кора) | 4 чи (138Х68см) | Плотная, прессовання, многослойная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Рисовая бумага с золотым веером, 33*68см. | 211 | Шенсюань (сырая) | Тецзин пи (особочистая) | 33*68см. | Обычная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |
Рисовая бумага с имитацией древнего шелка. 68Х138см. | 259 | Баньшен-баньшу сюань (полусырая-полуготовая) | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Плотная | Гохуа стиль сеи, гунби, пейзаж, каллиграфия |
Рисовая бумага сюаньчжи цветная 68Х138см. | 267 | Шенсюань (готовая) | Тецзин пи (особочистая) | 4 чи (138Х68см) | Обычная | Гохуа стиль сеи, каллиграфия |