
В китайской живописи выделяются два исторически устойчивых стиля «гунби» и «сеи». Гунби (тщательная кисть) основывается на тонкой графической проработке деталей и на ясно читаемых линиях. Стиль сеи (выражение идеи) отличается живописной свободой, призванной выразить сущность предметов и позволяющей зрителю дофантазировать недосказанность в изображение . Зачастую работы в стиле гохуа сочетают в себе элементы обоих стилей. Жанры китайской живописи объединяют произведения не столько по их предметному наполнению, сколько по смысловому содержанию. Природа изображается в многоплановых композициях жанра пейзаж или «горы и воды» или в фрагментарно в жанре «цветы и птицы» или «растения и насекомые». Люди изображаются в жанре «люди и предметы» и в потртетном жанре. Особого упоминания стоят так называемые “Четверо благородных” – это четыре символа, четыре растения, обладающие, согласно китайской традиции, качествами благородного человека. Cлива мейхуа, орхидея, бамбук и хризантема. Именно эти растения изображаются чаще всего в традиционной китайской живописи и именно с них начинается обучение гохуа, т.к. считается, что освоив изображение четырех благородных растений, можно приобрести все основные навыки традиционной китайской живописи. Китайские художники передают из поколения в поколение древние традиции живописи гохуа, сохраняя это искусство. Но, каждое последующее поколение привносит что-то новое. Неизменным остаются лишь так называемые «четыре сокровища кабинета ученого мужа» - это тушь, кисть, тушечница и бумага. Автор Алиса Лозайка |