Все статьи

Принципы классического оформления готовых произведений в стиле гохуа

Китайское живописное и каллиграфическое произведение существовало только в органическом единстве с его оформительской частью. Имевшиеся в местной художественной культуре типы оформления четко распадаются на две генеральные группы: оформления в виде свитка и в жестком паспарту. Во вторую группу входят открытки (пянъ) и альбомные листы (цзе), которые возникли и утвердились относительно поздно. В них используется картонная основа, на которой художественное произведение размещается путем врезного обрамления, т. е. вставляется в проем, вырезанный на оформительском материале. В виде альбомных листов могли оформляться собственно живописные произведения, авторская графика, гравюры, вырезки из бумаги. Открытки использовались преимущественно для массовой полиграфической продукции. 

Древнейшим же и основополагающим для китайской станковой живописи оформительским способом является свиток. Свитки подразделяются на настенные (фу), которые предназначались для развески и могли иметь горизонтальный и вертикальный формат, и ручные (цзюанъ), рассчитанные исключительно на индивидуальное рассматривание произведения, находящегося в горизонтальном положении. Ручные свитки имеют только горизонтальный формат и рассматриваются справа налево. В такой последовательности исполнялось и само произведение. Так же исполнялись и настенные картины горизонтального формата, а вертикального — сверху вниз. История собственно свитка, в книжном его варианте, восходит к периоду Борющихся царств, а окончательно он определился при Ранней Хань, когда установились два основных его габаритных варианта: широкий и узкий, имевшие в высоту соответственно 48 и 24 см. Длина свитка, точнее, составляющего его шелкового полотнища, не имела стандартных размеров. Тогда же свиток дополнился древком для наматывания на него шелкового полотнища, что и привело к утверждению определяющего конструктивного принципа китайского как книжного, так и живописно-каллиграфического свитка: куска ткани, намотанного на древко. 

Непосредственно оформительское дело, по-прежнему в рамках живописно-каллиграфического искусства и книжной традиции, начало складываться в эпоху Шести династий и продолжало развиваться вплоть до Мин. Важно, что экспонирование живописно-каллиграфических произведений, во-первых, носило временный характер: произведения после определенного периода их пребывания в развеске подлежали хранению в свернутом виде. Во-вторых, оно никогда не было произвольным и подчинялось серии регламентаций, в которых учитывались их размеры и количественный состав.

Исходя из этого, настенные свитки подразделяются на «зальные» (чжунтан), «парные» (дуймянъ), «трехстворчатые» и «четырехстворчатые» (в оригинальной терминологии — «ширмообразные», гуапин тяофу). «Зальные свитки» — единичные крупные произведения, которые помещались строго в центральной части помещения. «Парные свитки» — преимущественно каллиграфические надписи, которые вешали по бокам от «зального» или, в случае исполнения благопожелательных надписей, — по сторонам входных дверей. «Трехстворчатые свитки» состоят из центрального и двух боковых произведений, все три могли быть живописными, либо же центральное живописным, а боковые — каллиграфическими. «Четырехстворчатые свитки» включают в себя четыре одинаковых по формату произведения. Размеры свитков не были строго заданными. Длина вертикальных свитков колеблется от полуметра до двух метров, ширина — от полуметра до метра. Длина настенных горизонтальных свитков тоже, как правило, не превышает двух метров, а вот ручные свитки порой достигали пятиметровой длины и более.

Несмотря на все отмеченные форматные и экспозиционные особенности, все типы настенных и ручных свитков имеют, в целом, общую оформительскую конструкцию, различаясь лишь по способам крепления художественного произведения. Оно могло быть тоже врезным и с прямым обрамлением, состоящим из полей, образованных полосами оформительского материала. Оформительская конструкция состоит из лицевой и тыльной сторон, последняя из которых образована несколькими слоями бумаги. Не исключено, что дублирование шелка на бумажные листы тоже вошло в практику еще при Хань. В качестве клеющего вещества использовались кожный клей или крахмал, в которые добавлялись сок белой бузины или шелковицы. Верхний участок тыльной части или для горизонтальных свитков ее правая часть отводились под «заглавный отворот» (бао-шоу), куда наклеивалась этикетка с обозначением автора и названия произведения.

Подобная технико-оформительская конструкция позволяет хранить даже предельно крупноформатные произведения в свернутом виде, защищая их от воздействия солнечного света и запыления. Однако, с другой стороны, она затрудняет вентиляцию тканых и бумажных материалов, способствуя тем самым разрушению их самих и красочного слоя. Поэтому в Китае и было принято чередовать моменты экспонирования настенных свитков и их хранения. В качестве оформительских материалов использовались различные виды шелковых тканей: гладкий, камчатый шелк, парча и сорта бумаги. Все они вновь проходили предварительную обработку, включая окраску. Необходимость окраски обусловлена эстетическими требованиями — гармоничности сочетания цветовой гаммы оформительских частей друг с другом и с колористическим решением самого живописного произведения. 

Для окраски шелка употреблялись живописные краски, которые растворялись в теплой воде и размешивались до полного исчезновения осадка. В полученный раствор обязательно добавлялся желатин, тоже приготовленный из коровьей кожи и предварительно распущенный в горячей воде, откуда брался только верхний слой. Затем шелк наклеивали (также с помощью специального клея) на дублировочную бумагу. Парча требует еще более трудоемкой предварительной обработки. Ее вначале промазывали с обратной стороны густым слоем клея, затем просушивали, прикрепив по четырем сторонам к дублировочному стенду — только тогда она образовывала ровную поверхность. Из бумажных материалов предпочтение отдавалось бумаге, выпускаемой в Сюаньчэне, но других сортов, чем для живописи: большей толщины и изготовленных из массы, состоящей на 80% из тряпичного сырья и на 20% из пшеничной соломы или бамбукового волокна. При окрашивании бумаги в разведенную краску добавляли квасцово-желатиновый раствор, который способствовал лучшему соединению частичек краски и их смешиванию с водой, препятствуя тем самым образованию на бумаге пятен и размывов во время ее прокрашивания. 

Для этих же целей красочный раствор перед использованием фильтровался через частое сито и еще раз размешивался в широкой миске. Окрашивание производилось специальной широкой кистью, после чего разложенные листы сушили на деревянных подставках. Для каждого типа и подтипа оформления свитков были предусмотрены и строгие семиотические правила. Свиток непременно имел прямоугольный формат, а произведение, обозначаемое как живописный середник (хуасинъ), обязательно помещалось в его центральной части. Чаще всего «живописный середник» тоже имеет прямоугольный формат. Позднее в практику вошел и их овальный формат — такие произведения употреблялись как в вертикальном, так и в горизонтальном типах оформления и могли размещаться по 2-3 единицы на одном свитке. В вертикальном свитке поля, расположенные над и под живописным середником, называются соответственно «небесная глава» (тянъ шоу) и «земная глава» (ди шоу), таким образом придавая свитку космологическую семантику и делая его воспроизведением трехчленной вертикально ориентированной модели мира — Небо-Человек-Земля. В горизонтальном свитке этим полям соответствуют боковые вертикальные поля, имеющие такие же названия. Оформление полей могло производиться в один цвет, а для вертикальных свитков — в один, два и три цвета.

 Второй и третий цвета вводились с помощью самостоятельных — разделяющих и вспомогательных разделяющих — полей. В результате создавалось трех- или шестичастное строение свитка по вертикали или горизонтали. Размеры верхнего и нижнего полей зависели от размеров живописного серединка: при его ширине, например, в 32 см, общая высота оформления делалась 35,8 см. Боковые поля (бянь) вертикального свитка обычно делались узкими, но с соблюдением определенных пропорций между ними и верхним и нижним полями.

В нижней части вертикального свитка укреплялось круглое деревянное древко — «земной стержень» (дигань), на который свиток наматывался для хранения и за счет которого создавалось вертикальное напряжение при настенном экспонировании произведения. К верхней части прикреплялось плоское деревянное древко — «небесный стержень» (тяньгань), к которому с помощью петли приделывался шнур. За этот шнур свиток вывешивался или распрямлялся в процессе его разворачивания. С IV в. «небесный стержень» стал снабжаться наконечниками, благодаря которым можно было разворачивать и сворачивать свиток, не прикасаясь к нему руками.

Горизонтальный свиток имел два одинаковых плоских или полувыпуклых древка. Он наворачивался при его свертывании на левое древко и разворачивался за правое, для чего к нему прикреплялась лента, которая служила и завязкой при его свернутом состоянии. Лента обычно изготавливалась из того же материала, что и боковые поля, а ее длина равнялась высоте верхнего поля.Ручной свиток по характеру его семиотического построения подразделяется на два новых оформительских подтипа: с широким обрамлением поля и узким обрамлением поля. Они различаются исключительно по величине оформительских частей, тогда как их общее семиотическое построение в целом совпадает, оказываясь еще более сложным, чем у вертикальных свитков. Оно состоит из следующих главных элементов: правое древко, к которому прикреплена лента с застежкой, начальное поле или «введение» (иншоу), за которым следует живописный середник, «послесловие» (тиба) и «хвостовая часть» (вэйцзи), образующая своего рода валик для намотки свитка. Ленты и застежки, подобно наконечникам древка, не только исполняли практическую функцию, но и играли важную декоративную роль. Появившись в эпоху Шести династий, они сразу же получили самостоятельное художественное оформление. Древки исполнялись из ценных пород древесины, а наконечники и застежки — из благородных металлов и других ювелирных материалов — слоновой кости, коралла, панциря черепахи и т. д.

Оформительское дело вновь подтверждает генетическое родство живописи с каллиграфией и книжной традицией. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это родство не исчерпывалось общностью их материалов, техник и оформительских способов и принципов произведений. Есть все основания считать, что иероглифическая письменность оказала на местную станковую живопись весьма глубинное, морфологическое воздействие.

Узнать о том, как самостоятельно оформить работу в свиток можно в статье "Технология изготовления свитка в домашних условиях.

Фрагмент книги "История искусства Китая"

Автор: Кравцова М.Е.

Post Related Products

Шелк для оформления работ. Цвет синий фарфор. 85см ширина.

Шелк для оформления работ. Цвет синий фарфор. 85см ширина.

Шёлк предназначен для оформления готовых работ в свиток или шелковое паспарту в домашних условиях.  Шелк имеет клейкий слой, который при помощи утюга, нагретого до 80-85 градусов приклеивается к рисовой бумаге или плотной основе. Ширина шелка 85 см. ..

350р.

Шелк для оформления работ Императорский. Парчевый узор. 70см ширина.

Шелк для оформления работ Императорский. Парчевый узор. 70см ширина.

Шёлк предназначен для оформления готовых работ в свиток или шелковое паспорту в домашних условиях.  Шелк имеет клейкий слой, который при помощи утюга, нагретого до 85 градусов приклеивается к рисовой бумаге. Ширина шелка 70см. Продается погонным..

700р.

Шелк для оформления работ Императорский. Золотая виньетка. 70см ширина.

Шелк для оформления работ Императорский. Золотая виньетка. 70см ширина.

Шёлк предназначен для оформления готовых работ в свиток или шелковое паспорту в домашних условиях.  Шелк имеет клейкий слой, который при помощи утюга, нагретого до 85 градусов приклеивается к рисовой бумаге. Ширина шелка 70см. Продается погонным..

700р.

Шелк для оформления работ. Цвет лимон. 50 см ширина.

Шелк для оформления работ. Цвет лимон. 50 см ширина.

Шёлк предназначен для оформления готовых работ в свиток или шелковое паспорту в домашних условиях.  Шелк имеет клейкий слой, который при помощи утюга, нагретого до 85 градусов приклеивается к рисовой бумаге. Шелк имеет удобную для оформления шир..

250р.



X
Яндекс.Метрика