Все статьи

История «Четырех сокровищ кабинета ученого мужа» (материалов для китайской живописи и каллиграфии)

  Арсенал живописных материалов и техник начал складываться в Китае задолго до появления китайской живописи гохуа как таковой или, в лучшем случае, параллельно с развитием древней традиции живописи на шелке. Гораздо важнее, что непосредственное участие в этом процессе принимали не только древнейшие формы изобразительного (стенописи), но и многие виды декоративно-прикладного искусства (росписи по керамике, лакам, бронзам), а также письменная культура и книжное дело. С письменной культурой и книжным делом китайскую живопись гохуа роднит прежде всего использование единых материалов — шелка и бумаги. Вплоть до Тан живописные произведения исполнялись на шелковых полотнищах (об их размерах и прочих формальных показателях живописных произведений см. в статье "Принципы классического оформления работ в стиле гохуа"), которые приготовлялись из шелка-сырца, т. е. шелковых нитей, не прошедших предварительную обработку. Во времена династии Тан, параллельно с превращением гохуа в самостоятельный вид творческой деятельности, начался поиск способов совершенствования живописных материалов. Полотнища, как и прежде, сотканные из шелка-сырца, теперь стали подвергаться специальной обработке. Их погружали в кипящую воду с добавленным в нее порошком крахмала, затем били деревянными валиками, в результате чего их поверхность становилась гладкой и блестящей, метафорически она уподоблялась в оригинальных текстах поверхности серебряной доски. Правда, такой шелк использовался далеко не всеми танскими живописцами. Многие из них предпочитали работать по шелку-сырцу, справедливо считая, что он гораздо лучше, чем «серебряные доски», впитывает краску и тушь. В конце Тан и в эпоху Пяти династий особое распространение в живописных кругах получил груботканый шелк. Но при Северной Сун и в рамках академической живописи возобновились поиски более подходящего для официальных произведений материала. Им стал «академический шелк» — полотнища, изготовляемые по специальной технологии и отличающиеся очень тонкой и ровной структурой. Такого типа шелк использовался и в дальнейшем.

   Для лучшей сохранности произведения практиковалось его квасцевание тоже специальным квасцово-желатиновым раствором. Желатин изготовлялся из кожи специальной породы коров — разводимой только в провинции Гуандун, вследствие чего за ним закрепилось название «гуандуновский желатин». Он растворялся непременно в теплой воде, и использовался исключительно верхний слой получившейся смеси. Затем в нее добавляли предварительно размоченные в холодной воде квасцы. Пропорции желатина и квасцов зависели от времени года, когда покрытие должно было быть нанесено на картину. На роспись последовательно наносились три слоя раствора, один тоньше другого.

   Приблизительно при Северной Сун (точное время этого события не поддается определению) в качестве живописного материала стала употребляться и бумага. Это нововведение тоже было вызвано эволюционными процессами, происходившими в самой живописи: ведь бумага была известна китайцам уже давным-давно. Дело в том, что первое внятное описание технологии изготовления бумаги было изложено в докладе трону, представленном сановником Цай Луном в 105 г., который ранее и принимался за дату ее изобретения. Однако археологические находки, сделанные еще в начале прошлого века, — фрагменты писем на бумаге, обнаруженные в Харо-хата (пункт на маршруте Великого шелкового пути), показали, что она была изобретена еще в конце I в. К середине следующего столетия она уже достаточно активно использовалась в качестве писчего материала не только для частных эпистол, но и официальной (военной) документации, и в быту (изготовление салфеток, оберток, туалетной бумаги).

     

   В ханьскую эпоху бумага делалась из пеньки, тряпья и прочего вторичного сырья с добавлением к ним растительных компонентов — коры тутовника и некоторых других древесных пород, которые обладают антиинсектными свойствами. Этим, кстати, объясняется относительно хорошая сохранность китайской бумаги, а затем и книг, которые таким образом предохранялись от порчи насекомыми. В эпоху Шести династий началось производство высокосортной бумаги на основе древесной коры, коры бамбука и тростника. Такая рецептура бумажной массы применялась и в дальнейшем, а главные бумагоделательные центры страны так и остались на Юге. В IV в. китайцы умели изготовлять и цветную бумагу. Учитывая важность бумаги для живописного искусства, кратко расскажем о технологии ее изготовления, окончательно разработанной при Мин и Цин (Подробнее о процессе изготовления бумаги в статье "Производство рисовой бумаги").

   Бумажное производство начиналось с заготовления сырья и приготовления бумажной массы. Тряпичное сырье размягчалось в ручных ступах с помощью специальных деревянных молотков или позже в ножных толчеях. Ветви бамбука, срубленные в строго определенный сезон, лучше всего в июне, разрезались на небольшие отрезки и на три месяца помещались в естественный водоем. После вымачивания их отбивали, чтобы отделить твердую кору от нежной зеленой кожицы, еще раз вымачивали в растворе извести и проваривали. Затем сырье доводили до кашеобразного состояния. Следующая технологическая операция состояла из формовки листа. Полученная бумажная масса разбавлялась водой в большом чане и черпалась из него деревянной рамкой с натянутой на нее частой сеткой, сделанной из бамбуковых волокон или тонкой проволоки. Чтобы добиться равномерного расположения бумажной массы на сетке, мастер выверенными движениями потряхивал рамку: вода стекала сквозь сетку, и на ее поверхности оставался слой массы требуемой толщины. Формат будущего листа зависел от размеров рамки. Готовый лист отжимался и сушился на воздухе, прикрепленный к кирпичной поверхности. Отступая несколько в сторону от темы нашего разговора, заметим, что бумага являлась в Китае не только живописным, но и книжным (ориентировочно с X в.) и даже самостоятельным художественным материалом. Она использовалась для выделки фонарей, искусственных цветов, вееров. В русле народного творчества существовало и продолжает активно существовать особое художественное направление — искусство вырезывания из бумаги, которое нередко представляет собой сложнейшие по композиции, многофигурные и необыкновенно тщательно исполненные произведения.

   Лучшим живописным материалом считалась бумага, производимая в уезде Сюаньчэн (пров. Аньхуэй), которая изготавливалась по особой рецептуре: из коры камфарного дерева и рисовой соломы. Она обладала тонкой, глянцевитой и мягкой структурой, имея при этом устойчивый белый цвет. Поэтому во время рисования на ней все краски и их оттенки оказывались свободно различимыми. Живописная бумага тоже нередко подвергалась предварительной обработке. Наибольшим спросом пользовалась проквасцованная бумага, листы которой (обычно из Сюаньчэна) покрывались квасцово-желатиновым раствором (из алюмокалиевых квасцов и желатинового клея), придававшим их фактуре дополнительную плотность и повышавшим их способность удерживать влагу. Проквасцованная бумага могла украшаться распудренной позолотой. Несколько реже употреблялись восковая и цветная бумага.

   Для росписей использовались тушь и краски. Изобретение туши на основе лампадной сажи возводится в письменных источниках к V-VI вв. до н. э. Археологические находки подтвердили, что она действительно имела широкое применение уже к концу Чжоу. Параллельно выяснилось, что вначале она изготавливалась на основе каменного угля, а со II-III в. н. э. — из сажи, получаемой от сжигания определенных пород сосны. Тушь может быть черной и разноцветной. Из ее разноцветных сортов особо ценилась «золотая тушь», получаемая путем добавления в основную массу золотого порошка. Она использовалась преимущественно в книжном деле. Имеются в виду «золотые книги», текст и иллюстрации которых выполнены исключительно такой тушью и по темной — черной, темно-синей — плотной, глянцевитой бумаге, что делает их похожими на лаковые изделия с золотой росписью. Но и черная тушь отнюдь не считалась монохромной. Для нее выделяется шесть оттенков («шесть цветов», лю цай), которые получаются в зависимости от качества туши и степени ее разведенности водой, — черная, светлая, сухая, влажная, густая и жидкая. В теории и практике живописи особое место отводилось сильно разбавленной туши (дань), так как считалось, что работать ею гораздо сложнее, чем густой, а потому она служит надежным показателем степени мастерства живописца. В тушь тоже добавлялись различные клеющие и ароматические вещества. Она хранилась в плитках и по мере надобности разводилась водой, предварительно растиралась на каменной плитке или уже в самой тушечнице. Весьма ответственные, заметим, процедуры, так как полученная тушь должна была быть абсолютно однородной, без малейших комочков. Приготовлением туши занимался сам живописец или его доверенные ученики и подмастерья. Точно также проходила и подготовка к занятию каллиграфией.

   Краски были водяными, типологически сходными с европейской гуашью, и изготавливались на основе минеральных и реже растительных пигментов. Древнейшими из них являются, как это понятно из описания чуских картин на шелке, черная и красная краски. Первая из них делалась на основе древесного угля (т. е. почти точно так же, как и тушь), в рецептуру второй входили, в зависимости от исторических эпох, киноварь, охра, гематит, окиси свинца и, из растительных пигментов, — софлор. Основной же репертуар красок сложился при Тан, благодаря заимствованиям или привозным красителям. В него входят, помимо красной и черной красок, белая — на основе свинцовых белил или, в исключительных случаях, порошка из перламутровых раковин; синяя — на основе азурита, лазурита или индиго; желтая — из гуммигута (затвердевший сок одной из индокитайских древесных пород, родственных мангостану, из которого получается высококачественный золотисто-желтый пигмент) или ауропигмента (желтый самородный сульфид мышьяка); и зеленая — на основе малахита. Для получения различных тонов и оттенков краски разводились водой и смешивались друг с другом. Например, для получения бледно-синего цвета разводили ультрамарин до состояния, близкого к серому тону, для молочно-зеленого приготавливался раствор из ультрамарина и гуммигута, чайного — из ультрамарина, гуммигута и гематита.

   Живописным, равно как и письменным, орудием служила кисть, которая, судя по новейшим данным, возникла еще в неолитическую эпоху и использовалась при Шан-Инь. Однако более или менее точно мы знаем о конструктивных особенностях китайской кисти только начиная с периода Борющихся царств. Тогда она исполнялась из тонкой бамбуковой трубочки и пучка шерсти, чаще всего заячьей, которому придавалась конусообразная форма. Существовало несколько диахронных способов его прикрепления к ручке: вначале он закреплялся поверх нее, потом перевязывался понизу нитью, обмазывался канифолью и вставлялся в прорезь на конце бамбуковой трубочки. Например, известно несколько подлинных образцов чжоуской кисти, длина ручки которых равняется приблизительно 18 см, диаметр — 0,4 см, а работающая часть — 2,5 см.

   Во времена династии Хань длина кисти, конструкция и способы ее изготовления окончательно стандартизировались. Впоследствии рукоять кисти могла исполняться из ценных пород дерева и орнаментироваться ювелирными материалами.

Фрагмент книги "История искусства Китая"

Автор: Кравцова М.Е.

Post Related Products

Рисовая бумага марки "Чунминтан" плотная, 138Х68см.

Рисовая бумага марки "Чунминтан" плотная, 138Х68см.

Рисовая бумага сюань торговой марки "Чунминтан" повышенной плотности. Бумага практичная, хорошей промокаемости и впитываемости, прочная и достаточно эластичная. Рисовая бумага сюань из провинции Анхой ручной работы, класса шэн сюань, сорт особочистый..

105р.

Золотая жидкая тушь (концентрированная).

Золотая жидкая тушь (концентрированная).

Жидкая золотая тушь". Золотая тушь содержит повышенное количество золотистого пигмента, после нанесения не смывается с бумаги и не выцветает. При этом легко смывается с кисточки. Золотая тушь предназначена для китайской живописи, каллиграфии, парных..

680р.

Краски для китайской живописи "maries" 12цветов 12 мл.

Краски для китайской живописи "maries" 12цветов 12 мл.

Концентрированные минеральные краски для китайской живописи гохуа на основе натуральных пигментов. Для получения нужной консистенции, краски разводятся водой. Количество: 12 цветов, 12мл...

1200р.

Тушечница каменная "Дракон". Средняя

Тушечница каменная "Дракон". Средняя

Тушечница для каллиграфии и китайской живописи вырезана из натурального камня и украшена резьбой в виде дракона. Имеет удобное углубление для стекания туши. Может быть использована как для растирания сухой туши, так и для использования жидкой туши. Т..

900р.

Китайская тушь для каллиграфии и живописи (жидкая) 250мл.

Китайская тушь для каллиграфии и живописи (жидкая) 250мл.

Высококачественная жидкая китайская тушь для живописи и каллиграфии "Дворец удачи". Флакон снабжен наклонным носиком с дозатором, что позволяет удобно и экономно расходовать тушь.Объем - 250мл. Цвет: черный...

950р.



X
Яндекс.Метрика